Наши реформы в зеркале китайских

 

Все познается в сравнении

 

            27  апреля привелось мне принять участие в коротком семинаре с участием Шенженьского института экономического развития (КНР), организованном в Институте народно-хозяйственного прогнозирования госквы. Тема семинара «Опыт экономического развития КНР и РФ».

            Состоялся весьма интересный разговор, основной вопрос которого задал в своем выступлении директор китайского института Ли Лоли: «Социально-экономические реформы КНР и СССР начали практически одновременно, «вектор» реформ вроде бы одинаков – «переход к рыночной экономике», начальные условия СССР значительно лучше, чем в КНР (наличие развитой экономики). Почему же результаты так разительно отличаются ?». Причем, китайские специалисты проявили искренний интерес к поиску истинных причин этого «феномена».

            Думаю, ответы на этот вопрос экономистов нашего великого соседа небезынтересен и для российских экономистов.

            Какие же причины столь разительных результатов видят китайцы?

            Одной из главных причин было названо различие примененных методов: китайцы начали с реформирования экономики, не сохраняя политическую надстройку. Российские же «реформаторы» начали ломать все подряд, в первую очередь демонтирую политическую системы государства. Прямые следствия этого – сохранение управляемости и имеющегося экономического потенциала с контролем дифференциации доходов в КНР («мы не допустили появления олигархов» - сказал Ли Лоли) против развала экономического потенциала, повального воровства и катастрофического социального расслоения Народа – в РФ.

            «Секретом» китайских реформ является понимание того, что политическая система, как система управления, должна соответствовать социально-экономическим реалиям, а не наоборот. Понимая, что «рыночная стихия» в современном мире ничего «сама по себе» не урегулирует, китайцы постепенно, шаг за шагом, определяют наиболее эффективное в данный момент соотношение «план – рынок» и действуют исходя из интересов общества в целом. Да и сам «рынок» для китайцев не более чем инструмент решения экономических проблем (как внутренних, так и внешних).

Только сейчас, после 30 лет экономических реформ ставится вопрос о преобразованиях в политической области. И будьте уверены, реформирование и в этой области будет постепенным, без «шоков» и «до основания».

При этом китайцы не скрывают имеющиеся у них проблемы: низкая экономическая эффективность государственных предприятий и банков, безработица (наиболее острая в сельском хозяйстве), недостаточно быстрое развитие внутреннего спроса. Имеются проблемы в области реформирования ВПК. Есть проблемы с курсом национальной валюты – юаня.

Главным двигателем реформ Ли Лоли назвал объявленный Ден Сяопином курс на «открытие» экономики и привлечения инвестиций (китайцы не скрывают, что первые инвестиции пришли в КНР от соотечественников за рубежом). Это позволило решить вопросы технического перевооружения, привлечения и обучения управленческих кадров, обеспечения ресурсами, создания инфраструктуры современного производства и условий жизни.

Результатом явилось повышение качества производимой продукции, достижение конкурентоспособности китайских товаров, включение КНР в мировую экономику в качестве «мировой фабрики». Этому способствовала и продуманная юридическая база привлечения иностранного капитала. Под воздействием преобразований в производстве изменился и внутренний рынок КНР.

            Говоря о РФ, Ли Лоли сказал, что они с интересом наблюдают за ведущейся в СМИ и на конференциях дискуссиях о ходе реформ. «Уровень дискуссии соответствует уровню имевшей место в Китае в 70-х годах прошлого века» отметил он. Китайцы давно нашли методы управления «главными страхами» реформ – «внедрение иностранцев» и «национальная безопасность». Ли Лоли отметил, что куда важнее решить другие вопросы: занятость населения, энергетические и экологические проблемы, развитие внутреннего спроса. Рецепты развития, приведенные Ли Лоли, не новы: открытая экономика, инвестиции, иностранный опыт, не ломка, а использование имеющегося экономического потенциала!  

           

            Директор бюро Министерства труда КНР Лю Юньцин в своем выступлении затронул вопрос двухсторонних торгово-экономических и научно-технических связей РФ и КНР. Отмечая постоянный рост объема торговли, особенно приграничной, он обратил внимание на практическое отсутствие крупных инвестиционных проектов. Как потенциал сотрудничества было названо совершенствование правовой инфраструктуры: таможенного и тарифного регулирования, товарной инспекции, механизма разрешения хозяйственных споров и т.п.

 

            Представитель Управления банковского контроля Юй Сюйцзюн посвятил свое выступление вопросам развития банковского сектора КНР. И здесь видны значительные различия в методах реформирования.

            В начале выступления Юй Сюйцзюн отметил, что не смотря на одинаковость проблем в финансовой сфере: инфляция, рост денежной массы. Однако, величина инфляции и конечные результаты и здесь противоположны: за 10 лет реформ среднегодовая инфляция в КНР – 9,5%, в РФ – 165%! По мнению китайцев главная причина этого: в КНР инфляция на фоне роста экономики по 9% в год, в РФ – на фоне падения экономики по 6% в год. Отсюда и рецепты: контроль денежной массы (а не сжимание) и стимуляция предложения.

            Что касается денежной массы, то здесь политика гибкая: «сколько требуется, столько и предлагается». С 1998 по 2004 год М2 выросло с 10 до 25 трл. юаней.

            Говоря о состоянии банковско-финансовой сферы (БФС) КНР китайский банкир посетовал на «отрицательные» стороны государственного контроля: плохие активы, низкая прибыль банков (хотя, скорее всего именно это – гарантия устойчивости развития). В 1998 и 2004 году были проведены специальные мероприятия по «улучшению»  БФС. В 1998 году: «вливание» ликвидности на 35 млрдол. и списание «плохих» активов на 180 млрд.дол. В 2004 году – пополнение капиталов госбанков на 45,1 млрдол. и списание «плохих» активов на 125 млрд.дол.

            Был затронут вопрос и об обменном курсе юаня (с 1990 по 2005 он практически не менялся). Международные финансовые структуры постоянно рекомендуют повысить курс юаня в два раза. Резкий скачек поступления иностранной валюты (более 100 млрдол. «горячих денег» за 2005 год) рассматривается руководством Китая как атака на юань. Китайская сторона согласна, что по паритету покупательной способности курс должен быть в 2-3 раза выше. Курс юаня скорее всего будет поднят. Однако, с учетом всех факторов, это повышение курса будет вряд ли будет более 10-15%.

            В ответ на вопрос о механизме либерализации банковской сферы Юй Сюйцзюн отметил, что этот процесс идет постепенно по ряду параметров:

1. Территориально:

- с 1992 года иностранные банки могли работать только в Шеньчжене;

- с 1998 года добавилась провинция Гуанчжоу;

- с 2002 года прибавили еще 19 провинций;

- с 2006 года будут «открыты» все регионы России.

2. Оперативно:

- первый шаг – только валютное обслуживание;

- второй шаг – работа с юанем;

3. Клиентская база:

- первый шаг – только иностранцев;

- второй шаг – китайские юридические лица;

- первый шаг – китайские физические лица.

4. Требования по капиталу: не менее 20 млрдол.

           

            Более половины времени семинара было отведено на свободную дискуссию. В ходе дискуссии были отмечены ряд «особенностей» российских реформ:

1. Результатом «открытия экономики» вместо привлечения инвестиций, РФ получила развал экономического потенциала, ликвидацию конкурентноспособных предприятий («Пермские моторы») и даже разворовывание и отправку за границу в виде лома основных производственных фондов, неконтролируемый вывоз полезных ископаемых и капиталов.

Говоря о рецептах избежания этого, китайцы отметили:

- приоритет любых преобразований должны быть национальные интересы, поэтому постоянно надо соблюдать баланс экономической выгоды и геополитического интереса нации; 

- инвестиции надо привлекать туда, где они нужны стране, а не туда, где можно получить максимальную прибыль («туда, где плохо, а не туда, где хорошо»);

- либерализация импорта и вывоза капитала в КНР осуществлялась в последнюю очередь, после отработки эффективных методов контроля; проблемы вывоза капиталов – следствие «олигархичности» экономики, в КНР эта проблема не стоит так остро;

- экономику надо отрывать не для товаров, а для инвестиций и технологий;

- отработка нововведений (новых моделей) должна начинаться с малых объемов.

 

2. В выступлениях российских специалистов затрагивались вопросы хода проводимых в РФ реформ и их результатов. Китайские товарищи интересовались вопросами обеспечения финансами и материальными ресурсами, используемыми методами и средствами управления ходом реформ. Особое удивление вызвала дискуссия о целях создания и размере стабилизационного фонда. Сложилось впечатление, что китайцы так и не поняли, зачем такие большие средства  выводятся из экономики, тем более в условиях острого недостатка инвестиций («больше некуда деньги направить» - спросили китайцы).

 

3. Достаточное внимание было уделено вопросам ресурсной обеспеченности развития экономики РФ и КНР. И здесь проявились различия в подходах: китайцы, ощущая недостаток природных ресурсов главное внимание уделяют новым технологиям, модернизации энергетического баланса (нефть – газ – атом – гидро), образование населения – развитие интеллектуальных ресурсов страны. «Мы стараемся работать на опережение». «Вы же работаете «в догонку», по мере появления проблем, за счет растраты природных ресурсов» - такой диагноз ставят РФ китайские специалисты.

 

4. Естественный интерес российской стороны вызвал вопрос по деятельности «инкубаторов» китайских реформ – «Зон экономического развития» (ЗЭР). Тим более, что Шеньчжень – первая такая зона в КНР.

 

Результатом работы семинара стала договоренность о проведении весной 2006 года научно-практической конференции по деятельности ЗЭР на базе Шеньчженьского института экономического развития с посещением нескольких зон в Гуанчжоу и Шанхае.

 

            Думаю, что тематика предлагаемой научно-практической конференции весьма актуальна для России (именно о таких зонах говорил и Президент) и должна вызвать интерес как у руководителей регионов РФ, так и среди российских бизнесменов.

 

Владимир Васильевич Леонов

 

15/06/2005

(опубликована в «ЭиФГ», №21, 2005)

           

 

 

Hosted by uCoz