Позади - "парад
планет"...
Всекитайского
собрания народных представителей
Такова здесь ежегодная
традиция: вскоре после наступления
Нового года по лунному календарю, в
первые мартовские дни Дом народных
собраний, выходящий фасадом на
главную площадь республики
Тяньаньмэнь, становится эпицентром
грандиозного политического
действа- годичной сессии Всекитайского
собрания народных представителей
(ВСНП).
Неизменные его атрибуты
- празднично-кумачевое убранство
сцены, оживленная атмосфера
многоярусного зала, рефреном
повторяющиеся из доклада в доклад
термины "модернизация",
"реформа", социалистическая
рыночная экономика". Но из
изученных мною докладов (а нынешняя
сессия ВСНП- восьмая в моей
репортерской практике) не найдется
и двух, сходных по конкретике.
Ведь каждый раз подводится итог
работы за год истекший, а годы
здесь- такие разные...
... Год 1999-й, который эта
сессия призвана подытожить,- специфический,
когда совпало несколько круглых
годовщин - как радостных, так и не
очень: 50 лет образования КНР, 40 лет
мятежа в Тибете, увенчавшегося
побегом Далай-ламы, 10 лет "драмы
на Тяньаньмэнь". Чем не "парад
планет"? Плюс к тому- успешное
воссоединение с Макао и очередной
кризис в Тайваньском проливе, острейшие
диссонансы во внешнеполитической
и внутриэкономической сферах.
Соответственно с
"нестандартностью" 1999-го года
ряд принципиальных ориентировок,
сформулированных в докладе Чжу
Жунцзи в прошлом марте (на
предыдущей сессии ВСНП) пришлось
уже два-три месяца спустя пересматривать.
Напомню, что год назад один из
постулатов в докладе премьера
гласил: "Перестраиваются
отношения между странами, в
особенности между великими
державами, международная
обстановка в целом смягчается",
но в мае ВВС США нанесли
"точечный удар" по китайскому
посольству в Белграде. В том же
докладе были исчерпывающе,
казалось бы, сформулированы
принципы "активной финансовой
политики" - системы мер по
активации внутреннего спроса и
внешнеторгового оборота
посредством госзаймов для
дальнейшего развития
инвестиционных программ в области
инфраструктуры. Но к середине года
стали очевидными признаки
экономической депрессии-
затоваривания рынка, снижения
экспорта, ввиду чего пришлось пересматривать
бюджет, выпустить новые госзаймы,
ввести за счет сокращения налогов
дополнительные льготы
экспортерам и радикально увеличить
оклады госслужащим, пособия
безработным и малоимущим, пенсии .
Если к перечисленному
добавить серьезные стихийные
бедствия, активизацию секты
"фалунь гун", вставшей в
оппозицию к компартии, то год 1999-й
мог бы показаться неблагоприятным
для КНР. Однако, объективные
показатели свидетельствуют об
ином. Из нынешнего доклада премьера
Чжу Жунцзи явствует: после
предпринятых энергичных мер
экспорт пошел в гору, его годовой
итог составил почти 195 млрд.
долларов, или на 6,1 проц. выше, чем годом
ранее; инвалютный резерв достиг 154,7
млрд долларов (почти вдесятеро
выше, чем в России!); бюджетные
доходы возросли на 150,1 млрд юаней
(то есть, примерно на 18 млрд
долларов США), впервые в истории
превысив триллион юаней . Ну а
стоимость внутреннего валового
продукта превысила 8,2 триллиона
юаней (прирост на 7,1 проц.)
Не спешите, однако,
выискивать в этом противоречий
между исполнительной и
законодательной ветвями власти.
Корректировка бюджета- акт
легитимный, ибо была произведена в
соответствии с Конституцией КНР, на
пленуме Постоянного комитета ВСНП,
выполняющего законодательные функции
в промежутке между сессиями. Причем,
расхождение здесь- в цифрах, но не в
принципах (поскольку корректировка
выполнена в духе сессией же
утвержденного курса "активной
финансовой политики". Такие беды,
как наводнение (или американская
бомбардировка в Белграде)- события
из категории "форс-мажорных",
каковые депутатам предусмотреть
год назад было бы невозможно.
Главное: политическая система КНР
вновь доказала способность
справляться с любым
"форс-мажором", с честью выходя
из любых кризисных ситуаций.
У китайцев, думается,
есть все основания гордиться своим
высшим законодательным органом.
Продуктивности его мог бы
позавидовать любой парламент мира.
Сама процедура работы, включающая
обсуждение проблем как на
пленарных заседаниях, так и по
группам, обеспечивает серьезность
и фундаментальность законов, их
максимальное приспособление к китайским
условиям. Причем, принятию каждого
законодательного акта
предшествует широкое обсуждение,
предварительные эксперименты.
Большое впечатление
производит, к примеру,
законодательно- правовая
подготовка к возвращению
суверенитета Китая над Макао
(Аомэнем). Напомню , что дата
воссоединения Макао с КНР (20
декабря 1999 года) фигурировала уже в
Китайско-Португальской Совместной
декларации, подписанной в Пекине 13
лет назад! С тех пор много воды
утекло: распался Советский Союз,
развалились СЭВ и Варшавский
Договор, рухнула Берлинская стена,
блок НАТО расширился на Восток и
оккупировал часть Югославии, но
незыблемым и неуклонным было
движение Китая и Макао к
воссоединению! Уже в апреле 1987 года
Португалия с Китаем предусмотрели
тончайшие нюансы грядущего
образования Аомэньского особого
административного района. Вплоть
до такого "пустяка", как
утверждение земельных контрактов
португальской администрацией
Макао за период 1987-99 годов: размер
каждого, как определил закон, - не
более 20 гектаров, срок действия - не
позднее 2049 года, причем все доходы
должны были делиться пополам между
действовавшей еще
португальско-аомэньской администрацией
и будущей, китайско-аомэньской.
Говоря иными словами, новое
руководство Макао-Аомэня пришло к
власти не только с "остатком"
предшествующей казны, но и с
солидной "заначкой",
накопленной по ходу 13-летних
сделок с весьма и весьма
дорогостоящими в этом анклаве
земельными участками!
Таковы принципы всей
законодательной деятельности ВСНП,
идет ли речь о налоговой реформе, о
совершенствовании внешнеторгового
процесса либо о развитии отдельных
регионов страны.
..."Ножницы" в
развитии преуспевающих приморских
провинций Китая на востоке страны и
его внутриконтинентальной
"глубинки" служили притчей во
языцех на из сессий ВСНП последних
лет. "Изюминка" нынешней - многопланово
обозначенная Программа освоения
Запада. "Правилами игры"
предусмотрено три стадии развития
11 западных провинций и автономных
районов страны в последующие 15
лет: формирование инфраструктуры
для создания хорошего
инвестиционного климата;
активизация прибрежных
администраций и предприятий в деле
финансирования западных регионов;
привлечение иностранных
инвесторов. С учетом, что распаду
СФРЮ и СССР в свое время немало
способствовала неравномерность
развития отдельных республик,
важность такой программы очевидна.
Думается, что от принятия нынешней
сессией ВСНП серьезных мер по
разрешению этого противоречия, успешной
реализации программы во многом
зависит ответ на вопрос-
действительно станет ли ХХ1 век (как
это предрекают некоторые
аналитики) "веком Китая" .
Внешнеполитическая
проблематика заняла, традиционно,
скромное место в докладе премьера.
Наиболее существенные моменты:
курс на расширение
торгово-экономического,
политического и культурного
сотрудничества с развивающимися
странами, выражение надежд на
улучшение отношений с США,
констатация единства взглядов по
широкому кругу вопросов с Россией...
Заслушав в понедельник
два других важных доклада:
председателя Госкомитета по
планированию развития Цзэн Пэйяня
и министра финансов Сян Хуайчэна,
депутаты приступили к обсуждению
по секциям.
Андрей Крушинский
(Соб.корр. "Слова").