БЛЕСК  И  ТЕНИ  КИТАЙСКОГО  НЭПА    

 

                            Полемические заметки по итогам сессии ВСНП

 

Китай  остается едва ли не единственной страной мира без корпуса круглогодично оплачиваемых парламентариев-профессионалов. Здешний высший законодательный орган, Всекитайское  собрание народных представителей (ВСНП) подобен нашему былому Верховному Совету:  депутаты трудятся каждый на своем посту, лишь за год раз отлучаясь на сессию, чтобы коллективно обсудить отчет правительства, проанализировать прошлогодний и утвердить новый бюджеты,  принять наиболее важные законы.

 Нынешняя, только что завершившаяся сессия, продлилась с 5 по 15 марта. Не было на ней (как и на любой  предыдущей) экзотических клоунад  в стиле "а ля Жириновский", не приходилось одергивать ораторов-грубиянов, либо разнимать подравшихся, что, однако, не означает, будто здесь царили тишь да гладь. Китайский НЭП вступил в этап, на котором вопрос, куда дальше идти, тревожит людей все сильнее. И ничто не покажет светлых  и теневых  сторон китайского НЭПа явственней, нежели сессия ВСНП.

 

Чему позавидуют русские…

 

Не только в России, в любом конце Земного шара способны вызвать зависть цифры, оглашенные в докладах нового премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи и влиятельных членов его "команды" - председателя Госкомитета по планированию Цзэн Пэйяня, министра финансов Сян Хуайчэна. Судите сами:

 

-     Стоимость валового внутреннего продукта увеличилась за прошлый год на 7,8                             проц.;

-     Экспорт составил 183,8 млрд. долларов, с прибавкой в полпроцента (при этом по машиностроению и электронике рост- 12,2 проц.);

-           Инвалютный резерв к концу 1998 г. достиг 145 млрд. американских долларов (2-е место в мире)- прибавка 5,1 млрд.;

-           Микрокомпьютеров изготовлено 2,91 млн. штук (аж на  41,1 проц. больше прошлогоднего);

-     Свинины, говядины и баранины получено 43,55 млн. т . (прирост- 6,5 проц.);

-     Розничные цены снизились в среднем на 2,6 проц., реальные доходы горожан и селян с учетом этого "подросли"  соответственно на 5,8 и  4,3 проц.

 

На фоне этакой благодати, казалось бы, не бог весть какая беда, что темпы экономического роста все-таки ниже запланированных, а бюджетный дефицит заметно увеличился; что снижение  цен проистекает из затоваривания и что все чаще возникают демонстрации безработных (к счастью, пока немассовые). "Нам бы такие    проблемы !"- вздохнет любой из моих соотечественников. Но как ни малы неурядицы китайцев в сравнении с российскими, они заслуживают серьезного отношения (как следовало бы еще в пору горбачевской "перестройки" воспринимать и  первые симптомы нашего паралича).

 

"Политика активных финансов"

 

Основная новинка правительства Чжу Жунцзи, заслуженно привлекшая внимание сессии, широкой китайской общественности и многих зарубежных экспертов, - " политика активных финансов". Она стартовала в середине прошлого года, когда давление азиатского финансового кризиса на Китай обрело непредвиденный Пекином драматичный характер. Во многих умах к тому моменту закрепилась навязчивая идея: коль скоро валюты ряда важных торговых партнеров Китая "обвалились" - его экспортная продукция для них подорожала; чтобы восстановить гармонию платежей нет, следовательно, иного способа, как соответственно снизить курс юаня. За это, казалось бы , агитировала реальная жизнь: в первом полугодии пошли  на снижение темпы экономического роста, стал падать экспорт; все больше рабочих и служащих оставалось без работы, множество холодильников, телевизоров, стиральных машин, готового платья залеживалось на полках даже при фантастических скидках;  летом ужасную беду подбросила природа- Янцзы, Сунгари, Нунцзян затопили миллионы жилых домов, тысячи предприятий (общий ущерб оценивается в 24 млрд. долларов). Весь мир ожидал падения юаня, но правительство КНР предпочло иной, самостоятельный путь.

Летом Постоянный комитет ВСНП (орган, исполняющий законодательные функции между сессиями) санкционировал предложенные Госсоветом коррективы бюджета, после чего среди государственных коммерческих банков были распределены облигации   госзайма в 100 млрд. юаней (т.е. примерно 12 млрд. долларов) с целевым назначением: кредитовать строительство инфраструктурных объектов. И закипела работа на плотинах и дамбах, на строительстве зернохранилищ, на прокладке дорог и линий связи, на реконструкции линий электроснабжения и городского коммунального хозяйства! Расчет был таков: сотни тысяч бедняков станут получать на  этих стройках зарплату и, соответственно, совершать покупки. А чтобы имущие охотней тратили (не копя на счетах) свои деньги,  банки снизили процентные ставки.

Расходы из центрального бюджета на капитальное строительство возросли в сравнении с предшествующим годом почти вдвое. Оживившийся внутренний спрос способствовал, в свою очередь, оживлению экономики: темпы роста добавленной стоимости в промышленности с июньских 7,9 проц. поднялись к декабрю до 11,5 проц. Одновременно усилились льготы (вплоть до освобождения от налогов)  для предприятий- экспортеров, что позволило им снижать цену своей продукции, продавать ее даже при относительно высоком курсе юаня.

Не замалчивала сессия и негатива сопутствующего "политике  активных финансов": наряду с ростом бюджетного дефицита слегка разогрелся  печатный станок (денежное снабжение увеличилось на 15,3 проц.) Однако, инфляции не случилось, к девальвации прибегать не понадобилось, в МВФ с протянутой рукой не стучались!

Как, почему? Ответ можно найти в докладе министра финансов Сян Хуайчэна. Отмечая, что в 1999-м году правительство намерено следовать тем же курсом, он, в частности, сказал: "По расчетам, финансовый дефицит и накопленная сумма госзаймов составят в 1999 году соответственно 1,7 и 10 процентов от стоимости валового внутреннего продукта, что значительно ниже общепринятых в мире опасных пределов, составляющих соответственно 3 и 60 процентов".

Видимо, не  Гарвард, а  Пекин следовало бы  избрать себе Меккой нашим пророкам "рыночного рая"; не у Сакса с Фридманом, а у Чжу Жунцзи да Сян Хуайчэна спрашивать советов. Являя собой усовершенствованную модификацию "антикризисного курса" Франклина Рузвельта 30-х годов, "политика активных финансов ", продемонстрировала образцовое использование рыночных рычагов в решении… рынком же рожденных проблем.

 

Кто –творец трудностей?

 

Известному фанату политического сарказма Уинстону Черчиллю принадлежит хлесткий, хотя и неточный афоризм:  большевики, мол, "сами создают себе трудности, которые успешно преодолевают". В действительности, самые тяжкие трудности российских большевиков проистекали в 1918-22 гг. из иностранной интервенции, в 1941-45 гг. - из гитлеровского нашествия, а  после победы- из гонки вооружений и холодной войны, спровоцированных ядерными испытаниями США в Хиросиме и Нагасаки и речью того же Черчилля в Фултоне. Китайским же большевикам приходилось строить свою индустрию средь гор и лесов, в далекой глубинке (закладывая в бюджет заведомую убыточность многих отраслей) не от незнания прописных экономических истин или пороков плановой системы, а из-за того, что капиталистический мир осуществлял против КНР жесточайшую блокаду, причем на ее картах  пентагон  обозначил в 50-х годах куда больше целей, чем сегодня- в Ираке. Для  атомных ударов!

Зато будучи переадресован на рынок, упомянутый фразеологизм покойного британского премьера выглядел бы безукоризненно. В самом деле: не самим ли рынком, как таковым, были порождены проблемы, более или менее успешно одолевавшиеся капиталистическим миром со времен Рузвельта? Не из рыночной ли стихии проистекают и многие из загвоздок отцов китайского НЭПа?

Разумеется, нельзя отрицать позитивной роли рыночных рычагов после разрухи, учиненной в Китае за годы "культурной революции". Но кое-что приписывается им не по заслугам. Например, рост урожайности в КНР сопряжен не только с повышением материальной заинтересованности крестьян (после роспуска коммун): согласно статистике, более 20 проц. прибавки обеспечено массовым внедрением на полях отечественных гибридных семян. Трудности сбыта у многих госпредприятий вызваны не  пороками прежней системы хозяйствования неравенством, в какое   поставлены при конкуренции с бесчисленными СП. "Прессинг проблем трудоустройства" (который частично удается разрешать посредством активизации инвестиций)- результат банкротства госпредприятий из-за некорректной конкуренции. Затоваривание продукции, отчасти устраненное благодаря стимулированию потребления, - результат стихийного, "на перегонки" осуществлявшегося строительства заводов бытовой техники сходной номенклатуры.

В распределении ресурсов рынок, как оказалось, - отнюдь не гений и действует подчас  опрометчивей  социалистического Госснаба -  с не менее серьезными  рецидивами "затратного механизма".  Даже последствия прошлогодних наводнений, как мне уже доводилось писать на страницах "Слова", могли бы оказаться чуть полегче, если бы не сократились за годы китайского НЭПа (из торгашеских мотивов) расходы на ранее запланированные крупные программы   гидромелиорации. К счастью, и эта проблема теперь как раз стала здесь решаться- благодаря наращиванию инвестиций в рамках "политики активных финансов"…

Ставка на повышение внутреннего спроса, активизацию потребления - неплохой прием для решения проблем затоваривания и занятости. Но и тут не исключены нежелательные побочные явления: такие, как расточительность с ресурсами, нанесение ущерба экологии, обострение социальной дифференциации и даже… рост преступности.

"Рост", "темпы", "прогресс" - эти слова в докладах и прениях звучали часто, но  не всегда в положительном ключе: никого не обрадовали слова председателя Верховного народного суде КНР Сяо Яна, что за прошлый год под стражу было взято 530  тысяч человек-  на 30,76 проц. больше, чем в 1997-м. В сравнении с экономикой преступность растет опережающими темпами. Повинен ли в том рынок? Несомненно: значительная доля преступлений либо сопряжена с обострением имущественной дифференциации, либо носит экономический, подчеркнуто "рыночный" характер. Например, коррупция среди высокопоставленных лиц. Осенью прошлого года китайская общественность была изрядно шокирована появлением  документально-публицистического двухтомника "Декларация о разложении" с броским подзаголовком: "За решеткой- 74 мэра". Сессия ВСНП добавила к этому реестру новые имена. Что затягивает в трясину коррупции преуспевающих чиновников, как не зависть к нэпману-богачу, не желание уравняться с ним в "качестве" потребления?

…Предвижу, что и после всего вышесказанного читатель-россиянин скажет: "Нам бы китайские проблемы". И будет прав. Государственная власть в Китае сильна, почти каждую из вновь нарождающихся проблем его руководство своевременно берет под контроль. Экономика - при всех ее изъянах -  на подъеме, крепнущее общественное производство служит надежной опорой финансам. При условии, если России не миновать уже всеобъемлющего рынка, наиболее рациональный на  этом направлении опыт - китайский. Но предпочтительней, на мой взгляд (исходя из 5-летнего наблюдения за  перестройки по-китайски)- встать на свой путь, максимально приближенный к тому, коим следовали до 1991 года. При очень благоприятном стечении обстоятельств мы еще могли бы к этому воротиться. Для Китая же поворот от НЭПа, думается, уже невозможен. Свидетельством тому - и только что завершившаяся сессия ВСНП.

…После 11-дневной работы депутаты одобрили отчет правительства (2821 голос "за" при 18-ти "против" и 27 отсутствовавших), утвердили предложенные ЦК КПК поправки в Конституцию, которые узаконивают национальный авторитет Дэн Сяопина и некоторые рыночные ценности (2811 голосов "за"). Послабей оказалась поддержка плана социально-экономического развития на 1999 год и нового бюджета (соответственно- 2743 и 2525 голосов "за").

В заключение хочется выразить надежду, что даже  на сугубо рыночном пути китайское руководство сможет и далее успешно одолевать трудности  и КНР станет где-то в середине будущего века сильной, процветающей державой, способной противостоять даже США.

 

Андрей Крушинский.

(Наш соб.корр.), г.Пекин.

 Март.

Hosted by uCoz